Научно-техническая революция

15.05.2016

Все это в свою очередь якобы изменило место, роль и цели творца искусства, его долг и ответственность перед обществом. Из активно вмешивающегося в политическую и культурно-идеологическую жизнь его пытаются превратить в профессионального творца «массовой культуры», в винтик индустрии развлечений, увеселителя или сеятеля страха. Такая роль искусству и его творцам отводится уже сейчас или предрекается в ближайшем будущем многими буржуазными эстетиками и социологами, ссылающимися на дух эпохи и требования НТР. Научно-техническая революция действительно выдвигает новые требования к художественной культуре, ее создателям, по-новому ставит проблему их долга перед обществом. Но эти требования, этот долг главным образом не в том, в чем видят их идеологи буржуазной культуры. В наше время принято много писать и говорить об ответственности ученых и политиков: одни из них создают смертоносное оружие, другие могут отдать приказ о его применении. Но из того факта, что художники не изобретают нейтронных бомб, химического и бактериологического оружия, вовсе не вытекает, что отравлением духовного климата планеты различными антигуманистическими идеями, заложенными в реакционном искусстве, можно пренебречь. Ученый В. Энгельгардт, глубоко ставящий в своих статьях проблему ответственности ученого сделал попытку количественно выразить меру ответственности ученого, хотя и с оговоркой, что она «как этическое качество не поддается прямому численному выражению. Он приводит такие цифры. Число работников культуры в нашей стране - писателей, художников, композиторов и т. д.- составляет приблизительно 40 тысяч, а ученых - около миллиона (без технического и обслуживающего персонала), то есть последних во много раз больше, чем первых. «Представляется законным сделать вывод,- пишет В. Энгельгардт,- что по меньшей мере в такой же степени высока и общественная профессиональная ответственность, которую несет на себе армия деятелей науки в наше время».